Инженерная графика

Размерно-пространственные структуры в проектировании

Последователи Пифагора во всем и всегда видели закономерности, даже в скрытых от сознания вещах. Поэтому создание многих реалистичных начал связывали со своим тезисом «вещь суть числа». Если задуматься о количественном выражении, действительно, в каждом проекте происходит расчет объемных, конструктивных и архитектурных решений.

Но, разглядывать размерно-пространственные структуры в проектировании после расчетов принято с позиции характеристик качества, где числом отображается сущность (показатель) прочности, устойчивости и надежности объекта. Так что же брать за единицу пространственной структуры при изучении технического задания (ТЗ) заказчика? Задумавшись над этим вопросом, мы обратились к исследованиям пропорций и симметрии.

Оказывается, размерно-пространственные структуры в проектировании интересуют человека с древних времен. И если первоначально пропорции и симметрия привязывались к философии божественных вещей, то с развитием научно-технического прогресса на многие принципы организации пространственных структур специалисты стали смотреть иначе.
Отталкиваясь от того, что пропорция — это равное изменение противоположностей, а симметрия — упорядоченное изменение пропорции, осуществляемое во всех направлениях, можно сделать вывод, что размерно-пространственные структуры в проектировании — это элементарные геометрические формы. Эти формы гораздо более емкие, чем обычная поверхность объекта, но в принципе все предсказуемы и могут описываться математическими терминами.

Согласитесь, представляя, как проектировщик распинается перед клиентом, описывая проект математическими тезисами, в голове складывается достаточно нелицеприятная мозаика. И хотя источник вполне авторитетный — царица наук математика — творческие процессы скрываются от посторонних глаз и понятны только самому исполнителю проекта. Чтобы размерно-пространственные структуры в проектировании были абсолютно понятны заказчикам, клиентам, инвесторам, необходимо так описать проект, как Лев Толстой описывал первый бал Наташи Ростовой. Как это возможно, спросите вы, если математические показатели невозможно описать произвольно? А вот как.

Размерно-пространственные структуры в проектировании — это устойчивые образы зданий и сооружений или готовые (типовые) проекты, которые в процессе проектирования преобразуются, с учетом технического задания (ТЗ) заказчика и его мыслей.

Чтобы объект приобрел какие-то геометрические формы, их необходимо нарисовать на чертежах или выразить в эскизном проекте. Эскизный проект, привязанный к архитектурной концепции достаточно ясно дает представление о будущем здании и сооружении, не допуская каких-то произволов в восприятии.

И тем не менее размерно-пространственные структуры в проектировании отличаются ограниченностью внешнего понимания, в то время как эскизный проект по своему содержанию, как раз больше совпадает с формами художественного искусства или литературного творчества, потому что отражает картину с разных позиций. В нем присутствует слияние внутренней обстановки с объемами и планировкой, дизайном и интерьером помещений. С внешней стороны размерно-пространственные структуры в проектировании не расплываются, а гармонируют с ландшафтом, инфраструктурой, дорожными магистралями. Помимо этого, в эскиз интегрируются конструктивный и архитектурный проект, в которых много математических определений. Среди них, как вы уже поняли, те самые пропорции и симметрия, о которых шел разговор выше.

В наши дни оспариваются многие геометрические формы зданий и сооружений, к которым привык потребитель. Потому некоторые размерно-пространственные структуры в проектировании реализуются без соблюдения внешних пропорций, как собственные авторские идеи. Сославшись на потребительскую привычку в восприятии, таким же образом, нарушается симметрия, которая определяется соотношением размеров объекта строительства к сохранению целостности существующей инфраструктуры.

Старые мастера говорят, нарушь пропорции песка в соотношении с цементом, известью и водой и строительный раствор станет никому ненужным, потому что потеряет характеристики качества, в данном случае — вязкость.
Мы привыкли к тому, что все в природе соразмерно, объекты строительства рассчитываются и зрительно воспринимаются, как пропорциональные и симметричные. Нарушая размерно-пространственные структуры в проектировании, объективно не нарушаются показатели качества объекта строительства, но почему-то изысканные геометрические формы, воспринимаются, как экзотическое блюдо, которое второй раз кажется ядовитым на вкус.

Комментарии запрещены.