Краткие сведения из истории строительного черчения

Чертежом называют изображение предмета на плоскости. По чертежу можно определить форму, устройство, размеры изображенного предмета и материал, из которого он сделан. Чертеж может содержать также сведения о способах изготовления предмета.

Изображать окружающие предметы люди научились очень давно, раньше, чем научились писать. Сохранились рисунки на скалах, стенах пещер, существование которых исчисляется тысячелетиями. Однако чертежи как своеобразное средство выражения технической мысли появились значительно позднее. Они возникли тогда, когда людям потребовалось передавать друг другу свои замыслы, т. е. когда возникло разделение труда. А оно произошло прежде всего в строительном деле, где для осуществления замысла зодчего требовались усилия многих людей. Не случайно поэтому первыми чертежами были строительные чертежи зданий и населенных мест: жилищ, культовых сооружений, городов, поселков и т. п. Уже в Древнем Египте были известны планы и фасады зданий. При раскопках Вавилона была найдена скульптура, изображающая зодчего, который рассматривает чертеж.
С появлением чертежей возникла необходимость изучения способов изображения, обобщения накопленного людьми опыта выполнения чертежей. Так, например, в сочинении Эвклида «Оптика» (300 лет до н. э.) содержались теоремы об условиях «видения» предметов. В 11 г. до н. э. римский архитектор и историк Витрувий в своем сочинении об архитектуре установил три вида изображений: план сооружения, его фасад и перспективу (общий вид).

Раннее средневековье не оставило нам документов, свидетельствующих о развитии способов изображения.

Дальнейшее развитие черчения началось в эпоху Возрождения. Итальянский ученый Леон Баттиста (1404—1472) в своих трактатах «О живописи» и «О зодчестве» разработал основы перспективных проекций, дал способ построения перспективы при помощи сетки, имеющий большое практическое значение. Проекционно связанные между собой план и фасад использовал для построения перспективы немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471 —1528). Французский ученый и инженер Гаспар Монж (1746—1818) систематизировал и обобщил накопленный к тому времени опыт изображения на плоскости пространственных предметов. Изданная в 1798 г. книга Монжа «Geometrie Descriptive» является первым систематическим изложением начертательной геометрии — науки, изучающей закономерности изображения на плоскости пространственных форм и решения геометрических задач проекционно-графическими методами.

Начертательную геометрию справедливо называют грамматикой чертежа.
Исторические документы подтверждают применение чертежей зодчими Древней Руси. Памятники русской архитектуры в Москве, Киеве, Новгороде, Владимире и других городах свидетельствуют о высоком мастерстве русских строителей.

До наших дней сохранились чертежи, выполненные русскими зодчими еще в XVI в.: план г. Пскова (1518 г.), глазомерный план Москвы, выполненный в 1597 г. и получивший название «Петрова плана».

Особенное развитие получает строительное черчение с начала XVIII в. в связи с развернувшимся строительством городов. Чертежи, выполненные талантливыми русскими архитекторами М. Земиовым (1688—1743), Ф. Л. Аргуновым (1716—1768), В. И. Баженовым (1737—1799), М. Ф. Казаковым (1738—1812) и другими, отличались высокой графической культурой и содержали планы, фасады и разрезы проектируемых зданий и сооружений в виде ортогональных проекций. В архиве талантливого изобретателя и конструктора И. П. Кулибина (1735—1818) имеются, например, чертежи деревянного арочного моста через р. Неву (1799 г.) пролетом 140 саженей (1 сажень равна приблизительно 2,1 М), Выполненные в ортогональных проекциях в соответствии с законами начертательной геометрии.

You may also like...